Город танаис почему он так называется. Древний Танаис (Ростовская область)

Основан Танаис был в третьем веке до нашей эры выходцами из Боспорского царства. Очень скоро город стал, благодаря своему местоположению, одним из крупнейших торговых центров. Для защиты торжища была воздвигнута каменная крепость, оборудованы причалы для торговых судов. Танаис был свободным полисом, но цари Боспора (в свою очередь зависимые от Рима) пытались заполучить над ним (и над денежными потоками торга) контроль. Наиболее преуспел в этом некий Полемон. Предположительно в восьмом году до нашей эры его войска захватили Танаис, разрушив часть укреплений и уничтожив западную часть города. Через некоторое время стены и башни Танаиса восстанавливаются, их толщина и высота растут. Город окружается глубоким рвом, выкопанным и выдолбленным в материковой скале. Ко второму веку Танаис становится одной из наиболее укреплённых крепостей того времени. Но мощь укреплений не спасла изнеженных извращенцев жителей Танаиса от нашествия cуровых и нетолерантных готов. В 237 году античный Танаис был полностью ими разрушен. Через некоторое время на развалинах Танаиса поселилось какое-то сарматское племя. На сохранившихся основаниях стен были насыпаны земляные валы, завалы частично разобраны. Однако новый город был лишь тенью прошлого. Просуществовал он недолго. К пятому веку, возможно из-за нашествия гуннов, Танаис был окончательно заброшен.

История заповедника

Оригинальный памятник археологам.

Найден Танаис был в 1823 году полковником Иваном Алексеевичем Стемпковским. Услышав о неких рвах в районе Недвиговки, он предположил, что это - описываемый Страбоном Танаис. Прибыв на место, полковник сразу оценил стратегическое значение возвышенности и разглядел в рельефе ров и остатки стен древней крепости. Раскопки городища начал Павел Михайлович Леонтьев, профессор Московского университета и продолжил Владимир Густавович Тизенгаузен. К сожалению, обнаружив многочисленные следы позднего сарматского поселения, они сделали вывод, что раскопанный город - не Танаис. Исследование городища было остановлено. И только в 1955 году Нижне-Донская археологическая экспедиция под руководством Дмитрия Борисовича Шелова раскопала остатки древнего Танаиса. В 1961 году на его территории был открыт историко-архитектурный заповедник «Танаис».

Кошки

В заповеднике невероятно много кошек и чувствуют они себя там не гостями. Это не спроста. Учёные полагают, что именно из Танаиса кошки, как домашние животные стали распростаняться по северному причерноморью и дальше - на Русь и в Скандинавию. Видимо, в заповеднике об этом помнят.

Проезд в Танаис

Попасть в Танаис, как я писал выше, можно на машине или на электричке. Последние ходят довольно часто и начиная с половины пятого утра. Наиболее удобны отправляющиеся около половины девятого и половины первого (уточняйте!!!).
На машине из Ростова едем по таганрогской трассе до второй развязки на Недвиговку (красная линия на карте). Далее по главной (широкой и асфальтированной) дороге до входа в заповедник (11). Машину можно оставить у входа на территорию. В летние выходные - ажиотаж.

География, лайфхаки


Верхняя часть музея-заповедника. Башня под старину - башна поэтов, слева - крыша нового музея.

Территорию заповедника можно разделить на две части. В верхней (северно-западной) части заповедника - административно-экспозиционая зона. Здесь в небольших домиках расположены экспозиции и службы. Раскопанная часть Танаиса - дальше, в юго-восточной части заповедника.
В заповеднике две кассы. Одна вверху (11), сразу за входом. Другая (12) - в внутреннем дворике административно-экспозиционой зоны, перед входом на раскопки. В кассах, кроме билетов в выставочные павильоны, гордо именуемые музеями, можно приобрести сувениры. Цены не высоки. В принципе, если нет желания заглядывать в павильоны, то можно гордо пройти мимо касс.
Туалет (9) (в хорошем состоянии) расположен в отдельном домике неподалеку от нижней кассы и домика меота (5). Вход бесплатный.
Напротив нижней кассы - загадочное каменное сооружение (6). На самом деле это водонапорная башня (водокачка). С обратной стороны есть кран, из которого можно набрать вполне питьевой воды.
Повсюду - указатели, так что заблудится на территории весьма проблематично.
Ларьков, кафешек, наливаек на территории нет. Поэтому о еде и воде следует озаботится заранее. Импровизированный пикничок можно организовать на скамейках или под навесом (10) возле Башни поэтов.
Да, и работает всё это с девяти до пяти. Кроме понедельника.

Что смотреть?

Половецкое святилище (2). Реконструкция. Место выбрано правильно, каменные бабы подлинные.

Внутренний дворик. Вдоль дорожек - ещё подлинные каменные бабы и греческие сосуды в рост человека для всякого разного типа зерна и масла. Также имеется реконструкция хижины в которой обитали пейзане-меоты из окрестных деревень, место, называемое детской площадкой (6) с раскиданными древними жерновами (?), макет крепостных башен, водокачка и туалет. Два музея - старый и исторического костюма.

Старый музей (3). Здесь можно обозреть находки в Танаисе и более древние (неолит, однако) в окрестностях Недвиговки (на Царском кургане и в Каменной балке), современные произведения искусства на танаисские темы. Два зала посвящены истории раскопок.

Музей исторического костюма (4). Два помещения, в которых можно увидеть, как одевались жители Танаиса и окрестностей (всякие меоты и сарматы). Кстати, одевались весьма нарядно, несмотря на отсутствие швейных машинок и ткацких станков. Так же куча меняющихся выставок и всякого интерактива. Но, за отдельную плату.

Башня поэтов (8). Новодел. Культовое место, в котором пили, творили и возрождали древнегреческие традиции поэты «Заозёрной школы».
Мертвый Донец, огибая мой домик, осеннею рябью томится...
Все это я лишь к тому, что - пора, что - действительно надо
Быстро собраться и славной водяры принесть
из соседней станицы!
Александр Брунько

Расположена в живописном овраге, да и сама весьма смотрибельна (внешне).

Новый музей (7). Всего один зал, но с большим количеством всякого подлинного древне-греческого и современных макетов древних штук. Весьма познавательно.

Раскопки Танаиса (1). Собственно, самое оно. Начинаются с остатков оборонительного рва. Оборонительный ров проходится по мосту. Это новодел, сделанный по канонам римских оборонительных сооружений. Далее - подлинники. Мост выводит нас к основаниям оборонительных башен, от них вниз к Дону ходят остатки западной стены с прилегающими жилыми постройками, а на восток - городские кварталы. Разрушенная Полемоном западная часть Танаиса малоинтересна. Центр города от моста не виден, его скрывает небольшая возвышенность (а так же обзорная точка). Ещё недавно по раскопкам можно было бродить, но некоторое время назад над территорией раскопок был сооружён помост. Теперь древний город можно осмотреть только сверху. Плюсы - безопасность как для раскопок, так и для посетителей.

В I веке до н.э. древнегреческий историк Страбон писал, что при впадении реки Танаис в Меотийское озеро лежал город Танаис, основанный греками.
Его центральная площадь служила местом торговли греков и кочевником, сюда стекались товары, в том числе меха и вина, продавали рабов. Город был небольшим, но шумным, в нем кипела жизнь.

Если учесть, что греки называли Азовское море Меотийским озером, а реку Дон – Танаисом, то география места становится более точной. Тем не менее, руины города Танаиса были найдены только в начале XIX века. Полковник Иван Алексеевич Стемпковский совершил несколько экспедиций, он был уверен, что найдет на этих землях древний город. Но лишь спустя несколько десятилетий начались археологические раскопки, которые далеко не сразу принесли удачу. Основная часть работ пришлась на середину XX века.

Центральная и самая богатая часть древнего Танаиса была обращена к реке и морю. На нее смотрел путешественник, прибывающий в город на корабле.

На узких улицах располагались каменные домики с соломенными или камышовыми крышами. В камнях недостатка не было. Вокруг города находились естественные выходы известняка, который отличается мягкостью и легкостью в обработке. В Танаисе известняк не обтесывали, использовали натуральные глыбы, из которых складывали кривые стены, скрепляя камни жидкой глиной или грязью. Подобные дома не отличались долговечностью, их часто перестраивали, возводя на старом фундаменте новые здания.

При раскопках не были найдены архитектурные украшения зданий. Внутри дома обмазывали глиной. Отапливали помещения огнем - очаг дымил, создавая угрозу пожаров.

Люди предпочитали селиться внутри городских стен, где было безопаснее.


В гавань прибывали корабли, груженные товаром из разных стран. На базаре шла бойкая торговля вином, оливковым маслом, пушниной, рыбой и прочим.


До сих пор сохранилась легенда о подземных ходах, якобы ведущих до самого Азова . Но археологи склоняются к тому, что по галереям протекали сточные воды.

Вокруг Танаиса располагались обширные некрополи, которые впоследствии были уничтожены.


Город просуществовал 700 лет, но неожиданно пришла беда. Страбон пишет, что непокорный Танаис был разрушен царем Полемоном, который сравнял его с землей, жители были вынуждены покинуть эти места, в поисках новых жилищ. Археологи не согласны со Страбоном. Они считают, что ключевую роль в разрушение города сыграл пожар, после которого Танаис не смог восстановиться. А Полемон запретил городу иметь оборонительную систему, в результате чего часть Танаиса была оставлена и использовалась в качестве свалки мусора.


В 1961 году на базе раскопок был создан археологический музей-заповедник «Танаис».
Ценности, найденные в древнем городе, хранятся в разных музеях, среди них «Эрмитаж» в Петербурге, Исторический музей в Москве, ростовский краеведческий музей, азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник.
В самом заповеднике «Танаис» тоже есть музейная экспозиция, но она не отличается богатством коллекции.


Плита со знаком царя Римиталка. Была вделана в оборонительную стену


Музей-заповедник «Танаис» находится в 30 км от Ростова-на-Дону.
Адрес: х. Недвиговка, Ростовская область, Мясниковский р-н
www.museum-tanais.ru

Режим работы: ежедневно с 9-00 до 17-00, без перерывов, без выходных и праздничных дней

*Используемая литература: «Танаис – потерянный и найденный город» Д.Б. Шелов.

Поездка в музей-заповедник «Танаис» организована Министерством экономического развития Ростовской области в рамках программы «Вольный Дон».

Обновлено 05.08.2019 Просмотров 223 Комментариев 31

На территории Ростовской области есть несколько крупных заповедников, один из них мы и посетили. Это почти идеально сохранившийся археологический музей Танаис, древнее античное городище, раскопки которого ведутся и по сей день. И наша поездка в это место произвела на нас неизгладимое впечатление. И не только потому, что это место является очень значимым в историческом и культурном плане, но и потому что нам выдалась замечательная возможность немного пообщаться там с удивительным человеком Валерием Федоровичем Чесноком, чьи размышления и вообще жизненная позиция заставили по-другому посмотреть на многие интересующие нас вопросы.


Танаис Ростовская область

Чтобы оценить важность Танаиса, нужно почитать исторические справки и походить по музеям (ведь во многих музеях мира хранятся экспонаты с этих раскопок), но для нас это городище оказалось значимым своей символичностью. И понять это нам помог бывший директор археологического музея Валерий Федорович Чеснок, проработавший здесь 30 лет. Он провел нам небольшую экскурсию по музеям античного городища и по самим местам раскопок. Рассказал, что первые строения датируются 3 веком до н.э. Этот город стоял одновременно в устье реки и на берегу Азовского моря, являлся крупным экономическим и торговым центром и портом. Просуществовал Танаис около 8 веков, но из-за того, что море стало мелеть и отступать, торговля угасла, а город соответственно потихоньку умер.
























Танаис — развивающаяся структура

Валерий Федорович не раз подчеркивал, что Танаис — развивающаяся структура, а не просто музей под открытым небом. Тут и кружки для детей организованы, и праздники театрализованные проводятся, и большая реконструкция города планируется, и новые экскурсионные маршруты будут разрабатываться. Например, олимпийский маршрут Танаис-Сочи, в котором нам тоже предложили участвовать.




Мы все едины

Но что привлекло наше внимание больше всего в рассказах Валерия Федоровича, так это то, что в этническом отношении Танаис является очень сложным памятником. Это не просто греческий город, это греко-скифо-сармато-миотский памятник, и получилось так, что его жители образовали свою общность, особый этнос — танаиты. И вот тут-то и началось самое для нас с Олегом увлекательное в повествовании нашего интересного собеседника. Если выразить эту мысль Валерия Федоровича в двух словах, то в историческом пространстве мы все перемешаны, в истории очень много моментов, которые объединяли разные национальности и этносы. И если по-настоящему смочь это прочувствовать, то всякие современные болячки общества, такие, как шовинизм, национализм и т.д., начинают казаться смешными и бесполезными. Вы вот знали, например, что во Владимирской области было найдено целое древнее поселение Сунгирь, и по останкам заметили, что жившие там поселенцы обладали ярко выраженными негроидными чертами лица? Получается, все мы немножечко негроиды, где-то монголоиды, в чем-то азиаты… А сколько раскопок еще не произведено, сколько еще нам только предстоит найти и какие неожиданные открытия про нас же самих нам еще предстоит узнать! Может быть археология сможет нас всех примирить и доказать наглядно, что мы все братья и сестры, во всех нас течет одна и та же кровь.

Путешествия, как познание истины

Я никогда в жизни не сопоставляла археологию и путешествия, никогда не задумывалась, как много общего в этих двух явлениях. А Валерий Федорович, известный и уважаемый археолог, с такой легкостью проводит аналогии между ними, рассказывая нам о том, как важно путешествовать, видеть жизнь, обычаи других людей проникать в другую культуру. И не только потому, что «все познается в сравнении», но и потому, что у других народов всегда есть, чему поучиться, есть, что у них перенять. И может быть не стоит так переживать, что мы перенимаем особенности культуры некоторых других стран, что у нас считается модным то, что не было присуще нам раньше: «Закройте двери заблуждению. – А как же истина войдет?»

Информация для посещения

Находится Танаис в Ростовской области на окраине хутора Недвиговка в 30 км от .

Танаис режим работы: с 9 до 17 часов без выходных и перерывов.
Стоимость посещения музея-заповедника: зависит от того, будете ли вы посещать музеи или только гулять по городищу (на фото есть все цены).
Как добраться до Танаиса: электричкой Ростов-Таганрог до станции Танаис, автобусами 158 и 158А от Ростова (центральный рынок).


В Ростовской области располагается множество памятников архитектуры, музеев и мемориальных построек. Однако есть территория, которое занимает самое важное место в истории и культуре не только страны, но и всей планеты. Это известный музей-заповедник "Танаис".

История

Один из крупнейших археологических музеев-заповедников Ростовской области - "Танаис". Он расположился под открытым небом и занимает более 3 га земли. В 3 веке до нашей эры город основали греческие купцы. Тогда поселение состояло из трех частей: основной район, западный и приречный. Последний, к сожалению, невозможно исследовать из-за современных построек. В конце I века до нашей эры город был уничтожен и захвачен правителем Боспорского царства. Вся западная часть населенного пункта была уничтожена и больше не перестраивалась.

Уже в I-III века нашей эры жители превратили свой город в крепость, окруженную глубоким рвом. Благодаря удобному расположению (у берегов реки Мертвый Донец, которая через таганрогский залив связывала город с Черным морем), Танаис постепенно превратился в крупнейший торговый порт. Именно с этого времени начинается культурный и экономический рассвет города Танаис. В подвале одного богатого купца уже в ходе раскопок было обнаружено множество ваз с нефтью. Население занималось ловлей и обработкой рыбы, о чем свидетельствуют специальные помещения.

Несмотря на сильный пожар, случившийся во II веке, после которого были уничтожены многие важнейшие ценности города, Танаис оставался могущественным центром торговли около 8 столетий подряд.

Достопримечательности археологического музея

Заповедник "Танаис" хранит множество построек античности, а также лапидарии - это каменные плиты с надписями. Здания музея часто принимают в своих стенах различные выставки, а самой главной достопримечательностью считается открытый амфорный зал, который является единственным в Европе.

К уникальным экспонатам, представленным в залах заповедника, относится плита ручной работы, на которой высечен именной знак правителя Риметалка. Во II веке нашей эры он украшал стены крепости Танаис. Также исторически значимым объектом является алтарь из мрамора, который украшают бюст женщины и тело быка. В ходе раскопок здесь был обнаружен удивительно изящный флакон для ароматной воды, аккуратно украшенный драгоценными камнями.

Раскопки

Первые исследования музея-заповедника "Танаис" начались еще в середине 19 века под руководством члена Парижской академии наук И. А. Стемпковского. В 1823 году его экспедиция обнаружила странные окопы на территории Ростовской области. Однако при детальном изучении это оказались никакие не окопы, а останки древних исторических строений.

В земле были обнаружены многочисленные вазы, монеты, орудия труда и останки одежд. Тогда великий археолог выдвинул теорию о нахождении здесь древнего города и о необходимости дальнейших раскопок. Сюда приезжали другие археологи и нумизматы. В 1870 году исследования прекратились, раскопки возобновились только в советское время.

После создания в 1955 году экспедиции при институте археологии РАН начались систематические исследования территории музея-заповедника "Танаис". Были реконструированы хижины древних жителей, мост, ворота и башни города. Через шесть лет открылся первый в России археологический музей-заповедник "Танаис". На входе в заповедник археологов и туристов встречают две скульптуры - каменные бабы.

Музей исторического костюма

Музей-заповедник одним из первых в Ростовской области завладел современными технологиями. Здесь находится голографическая пирамида, которая без специальных приборов позволяет увидеть объемные изображения. Посетители музея могут подробно разглядеть, какие украшения носили древние жители Танаиса.

Кроме того, в музее можно посмотреть на реконструированные костюмы боспорян, скифов и сарматов. Древние украшения, булавки, застежки, пуговицы - вот, что еще хранят стены историко-археологического музея-заповедника "Танаис".

Работники музея обещают, что скоро появится виртуальная примерочная, в которой посетитель сможет переодеться в древний костюм и потом отправить себе фотографии на электронную почту.

Выставочный комплекс

Расположился он в здании старого музея. Оно было построено в середине прошлого века. В настоящее время здесь находятся постоянные и временные выставки. Первый зал музея посвящен живописи и изобразительному искусству. Здесь часто выставляют свои картины художники, посещающие "Танаис". В летний период здесь устраивают собрания и съезды, на которых изображают на бумаге ход раскопок, добытые предметы. Затем все картины можно лицезреть на выставке.

Историческая экспозиция

Она находится в здании, которое было построено четыре года назад и соответствует мировым стандартам: современные витрины, хорошее освещение и отапливаемые полы.

В музее хранятся предметы, найденные во время раскопок на территории археологического музея-заповедника "Танаис". Более 100 тысяч единиц находок расположились на полках экспозиции, в основном это глиняная посуда, украшения и предметы быта. Все сделано очень аккуратно.

Амфорный зал

Это уникальное место, в котором хранится множество амфор под открытым небом. Такого в Европе больше нет.

Амфоры представляют собой глиняную посуду, которая использовалась для хранения жидкости, зерновых, ягод и фруктов. В подобный сосуд, согласно легенде, залез в страхе микенский царь, увидев Геракла с ужасным трехголовым псом в руках. Другое древнегреческое повествование гласит о том, что в таком сосуде прожил философ Диоген.

В Танаис амфоры завозились в первые века нашей эры, когда город промышлял торговлей. На рукоятках ваз имеются следы от штампованных печатей с именами купцов, которым принадлежал товар.

Праздники

"Танаис" ежегодно принимает множество туристов, археологов и просто любителей древнейшей архитектуры. Для привлечения гостей ежегодно здесь проводятся различные праздники:

  • «Пушкин и древности» в июне. Вот уже более 30 лет в начале лета музей-заповедник "Танаис" собирает любителей архитектуры, стихов и авторской песни. В это время руководство музея приглашает музыкальных исполнителей из соседних регионов и областей. Многие из них приезжают сюда ежегодно и стали местной знаменитостью.
  • «День Танаиса» в сентябре. Начал проводится с конца 2008 года, согласно надписям на древней плите, день города - очень древний праздник. Проводился еще во II веке нашей эры, и тогда его организацией занималось руководство поселения. Сегодня присутствующие на празднике могут понаблюдать за древней традицией открытия, торжественным ритуалом возведения в почетных людей города Танаиса.

Все гости, которые попали в музей на праздники, остаются довольными. Они делятся с друзьями своими красочными фотографиями и обещают вернуться сюда снова. Сделанные в музее-заповеднике "Танаис" фото завораживают своей красочностью и необычностью.

Расположение заповедника

Музей находится недалеко от Ростова, в деревне Недвиговка, Мясницкого района. Есть возможность из Ростова в музей-заповедник "Танаис" доехать на автобусе или электричке.

  • Автобусы № 458 или № 455 отправляются с центрального рынка города Ростов-на-Дону. Стоимость проезда составляет не более 100 рублей на одного человека. Автобусы отправляются ежедневно, в 8 и 12 часов. Время в пути составляет 90 - 120 минут.
  • Электропоезд отправляется с вокзала Таганрог-2 и пригородного вокзала. Время отправления такое же, как и у автобусов. Цена билета составит 150 рублей. Время в пути равняется 50 минутам.

Время работы музея-заповедника "Танаис": ежедневно с 9 до 17 часов, кроме выходных и календарных праздников.

Стоимость билетов невысокая: для взрослых цена составляет 40 рублей, школьники должны заплатить 30 российских рублей за вход на территорию музея. Для осмотра различных выставок, располагающихся внутри зданий, необходимо приобрести входные билеты. Цена устанавливается руководством музея, в среднем - 100-200 рублей.

При музее работает отель, в котором имеется несколько номеров. Стоимость ночи одному взрослому человеку обойдется в 1500 рублей. Но во время праздников (в июне и сентябре) цена увеличивается. Номера оборудованы кухней, в которой имеются микроволновая печь, тостер и духовой шкаф. Также есть ванная комната с банными принадлежностями и индивидуальным набором одежды.

Путешествие в музей-заповедник

Из Москвы сюда можно добраться различными способами.

  • Авиабилеты Москва - Ростов обойдутся в 3 тысячи рублей (только в одну сторону). Самолеты летают из многих аэропортов столицы, примерное время вылета - 12 часов. На борту проведете не более двух часов.
  • Поезд Москва - Ростов-на-Дону отправляется ежедневно с Курского и Казанского вокзалов. Стоимость билета на одного человека составит не более 3 тысяч рублей.
  • Самостоятельно добраться на автомобиле можно за 13 часов. Выезжая из Москвы, нужно направляться на юг по трассе Е-115.

Танаис - это слово оставили нам греки. Так называли они «восьмую реку» в стране скифов, «которая впадает в отдаленнейший угол Меотийского озера (Азовское море) и отделяет Скифию от земли савроматов».

В VIII в. до н.э. началось расселение греков в бассейне Средиземного моря, называемое «великой греческой колонизацией». В результате уже в VI-V вв. до н.э. на северном побережье Черного моря появились греческие города и поселения. Крупнейшими были Ольвия - на берегах Днепро-Бугского лимана, Тира - в устье Днестра, Херсонес - в районе современного Севастополя, города по обоим берегам Керченского пролива, позднее объединившиеся в Боспорское царство со столицей Пантикопеем - на месте Керчи.

Впервые в Скифию греки проникли в VII в. до н.э. Вслед за греческими мореплавателями в земли скифов двинулись греческие колонисты. Для греков Скифия была страной, овеянной множеством легенд, областью, которую Гомер в своей «Одиссее» описывал как «вечно покрыта влажным туманом и мглой облаков. Никогда не являет оку людей там лица лучезарного Гелиоса… Ночь безотрадная искони там окружает живущих».

В числе последних районов, освоенных греческими колонистами был «самый отдаленный угол меотийского озера». В VII в. до н.э. греки основали здесь, недалеко от устья Дона, на территории современного Таганрога, небольшой торговый пункт. Впоследствии здесь возникло большое укрепленное поселение в районе современного хутора Городище, недалеко от станицы Елизаветинской (Азовский район). Городище просуществовало с конца V до III в. до н.э.

Для расширения и укрепления торговых связей с местными племенами боспорские греки в III в. до н.э. в устье реки Танаис (греческое название Дона) основали новый город.

Начиная с момента основания, Танаис в течение 700 лет являлся главным форпостом продвижения в глубь степей и расширения торговли с Поволжьем и отдельными племенами.

«Город Танаис - самое большое торговое место у варваров после Пантикапея, основанный эллинами, владеющими Боспором. Город служит общим местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляют рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозят на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни. Перед городом на расстоянии сто стадиев лежит остров Алопекия, имеющий смешанное население; неподалеку на озере есть и другие островки. Танаис отстоит от устья Меотиды, если плыть прямо на север, на две тысячи двести стадиев, а если плыть вдоль берега, то выйдет немного больше». (Страбон, I в. н.э.)

Впервые руины этого города, расположенного в 35 км отРостова-на-Дону, у хутора Недвиговка, на правом берегу северного рукава донской дельты Мертвого Донца, были обследованы археологом Иваном Алексеевичем Стемпковским в 1823 году. И.А.Стемпковский сделал вывод: «Остатки сего города существуют доныне на означенной стороне в десяти верстах от моря, близ донского села Недвиговки. Тут на возвышенном и крутом берегу реки нашел я следы акрополи, или цитадели, весьма сходной с Ольвийской, но немного поменьше. Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающих основание башен. Повсюду разбросаны обломки древних глиняных сосудов, называющихся амфорами и обыкновенно находимых везде, где греки имели свои поселения; а за рвом вся окрестность на далекое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы, равно множеством больших и малых курганов…

По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис».

В 1853 году археологической экспедицией под руководством П.М.Леонтьева были обнаружены мраморные плиты с надписями на греческом языке. В надписях упоминались название города Танаиса и его жители танаиты.

В 1954 году экспедиция под руководством Д.Б.Шелова в результате раскопок древнегреческого Танаиса установила время образования города. Танаис возник 2300 лет тому назад, в III в. до н.э.

Основанный греками, город Танаис состоял из трех частей. Основная территория представляла собой прямоугольник со сторонами 225×240 м, который был обнесен мощными оборонительными стенами до четырех метров толщиной с башнями и глубоким рвом, частично вырубленном в скале.

С западной стороны к основному четырехугольнику примыкал городской район 200×150 м, тоже защищенный каменными стенами, но без башен. Здесь жизнь протекала до рубежа нашей эры.

Напротив Танаиса, у реки находился, вероятно, прибрежный район гавани. К востоку и западу от города, непосредственно за пределами оборонительных сооружений, был расположен грунтовый могильник, а к северу - курганный.

Между центральными и западными стенами идут жилые кварталы. Улицы узкие. Кладка стен небрежная, камни не отесаны. Внутри обмазаны глиной.

По планировке дома напоминали греческие: несколько жилых комнат, хозяйственные помещения. Все имеют выход во дворик, вымощенный камнем. Во дворах - колодцы и хозяйственные ямы для хранения припасов. Утварь и мебель были деревянные.

Греческое влияние в Танаисе чувствовалось во всем в первые полтора столетия существования: общая планировка города, греческие элементы в обряде захоронения (погребение в амфорах, сожжение тел умерших и захоронение в урнах).

Население Танаиса было неоднородным и в течение первого столетия существования города состояло из двух больших групп - эллинов и скифов.

Во II-I вв. до н.э. в городе жили купцы-греки и купцы-танаиты.

Торговля являлась основным занятием населения. В III-I вв. до н.э. велась, вероятно, на основе безденежного товарного обмена. Большинство денег, обнаруженных в слоях города, относятся уже к I в. н.э.

До первых вв. н.э. прослеживаются основные связи Танаиса с городами и государствами Греции, Малой Азии, островами Эшейского моря, а также Херсоном и Боспором.

Ввозились в Танаис вино, масло, посуда, ремесленные и ювелирные изделия, вывозились продукты земледелия и скотоводства, рабы.

Помимо торговли жители занимались рыболовством, которое в ранний период существования города было основной отраслью хозяйства; земледелием, скотоводством. Было развито ремесленное производство.

Пользуясь удаленностью от Боспорского царства, Танаис стремился к независимости и полной самостоятельности и не хотел подчиняться боспорским правителям. В результате на рубеже нашей эры город был разрушен боспорским царем Полемоном за неповиновение.

В 30 гг. крупный советский историк С. А. Жебелев обратил внимание, что слово, которое переведено в свидетельстве Страбона как «разрушить» имеет в греческом языке и еще другое значение - «разграбить».

После работ Нижне-Донской экспедиции точка зрения Жебелева была подтверждена.

Полемон разграбил богатый торговый город для устрашения и усмирения его жителей.

История Танаиса первых веков нашей эры не нашла отзвука в античной литературной традиции, поэтому сведениям о жизни Танаиса ученые обязаны археологическим раскопкам или случайным находкам на Недвиговском городище.

Это собственно археологические памятники: развалины жилых, хозяйственных, культовых, оборонительных сооружений, могильные комплексы, керамика, металлическая утварь; нумизматический материал; десятки лапидарных надписей.

В первые века нашей эры жизнь в Танаисе сосредоточилась на восточном участке площадью около пяти гектаров, превращенном в крепость почти квадратной формы. Вокруг города были возведены оборонительные стены с башнями, сооружен глубокий ров.

В ходе раскопок были обнаружены городские ворота в середине северной оборонительной линии; угловые башни крепости. Вблизи оборонительных стен располагались дома, включавшие в себя жилые и хозяйственные помещения. Дома строили из камня. В помещениях были глинобитные полы и очаги; стены покрыты глиняной обмазкой.

При раскопках найдено много обломков керамики: фрагменты светлоглиняных амфор с двуствольными ручками, косские и родосские амфоры, лепная посуда, краснолаковая керамика. Найдены предметы домашнего хозяйства, эернова, терракотовые лампочки, грузила от неводов, монеты III в. от Р.Х., железные гвозди, пряслица.

Во II и пер. пол. III вв. н.э. город достиг своего расцвета. Археологические материалы дают нам представление о разных сторонах хозяйственной жизни города.

Земледелие составляло одну из заметных отраслей танаисского хозяйства. Найдены целые комплексы по переработке зерна. Зерно хранилось либо в толстенных амфорах из красной и розовой глины или в пифосах.

Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, более скромную роль играла пшеница. Заметное место в зерновом хозяйстве занимали полба (пшеница-двузернянка) и просо.

Из сельскохозяйственных орудий в Танаисе найдены только железные серпы и мотыги. Переработка зерна производилась посредством каменных зернотерок и жерновов. При раскопе некоторых помещений археологи обнаружили значительные мукомольные предприятия, использовавшие одновременно мельницы разного типа.

В тех же помещениях, где производился размол зерна, осуществлялась и выпечка хлеба. В домах обнаружены печи для выпечки хлеба, амфоры с мукой, просом, ячменем, пшеницей, рожью.

Раскопки свидетельствуют, что жители занимались скотоводством. Разводили крупный рогатый скот: коров, волов, быков. Из мелкого рогатого скота - овец и коз.

Большое значение в хозяйственной жизни танаисцев имела рыбная ловля. Кости и чешуя промысловой рыбы: сома, сазана, леща, судака встречаются в культурном слое и в мусорных свалках I-III вв. н. э. Жители города вели лов, как в Азовском море, так и в протоках речной дельты.

Развивались в городе и ремесла. Наиболее значительной областью применения неземледельческого труда было строительное и каменотесное дело. Возведение жилых домов и оборонительных сооружений, мощение улиц и дворов, создание цистерн, колодцев, водостоков, постройка производственных и хозяйственных помещений, оформление погребальных памятников - все это требовало большого объема работ каменщиков. Нередко жители Танаиса строили свои дома сами.

В основном применялась грубая и примитивная техника обработки камня. Но в городе работали и искусные мастера по обработке камня и резчики по камню, создавая изделия в традициях античного искусства, как, например, мраморный рельеф с изображением вооруженного всадника Трифона. В стремительном движении коня, развевающемся плаще, деталях одежды и вооружения сохраняются черты художественной античной традиции.

Наряду с каменщиками большую роль в строительном деле играли плотники и столяры. Из дерева делались балки и стропила, поддерживавшие крыши, полотнища дверей и ворот.

В строительном деле Танаиса применялись тополь, осина, дуб, ясень, сосна. Дерево использовалось для изготовления мебели, многих предметов домашнего обихода, лодок.

В Танаисе распространены были и обработка кости и рога. Из этих материалов делали рукоятки ножей, накладки.

О существовании железоделательного, бронзолитейного и стеклоделательного ремесел говорят формы для отливки сосудов, украшений и зеркал, тигельки …

В первые века нашей эры в Танаисе существовало собственное ремесленное производство керамики. Существовали керамические обжигательные печи. Археологами найдено много глиняной лепной посуды: горшки, кувшины, миски, светильники и культовые предметы - курительницы.

В Танаисе, городе, находившемся в окружении кочевников с их развитым скотоводством, городе, по свидетельству Страбона, вывозившем шкуры и кожи животных были развиты скорняжно-кожевное и шорное производства.

Много товаров ввозилось в Танаис из разных центров Причерноморья и Средиземноморья. Недаром знаменитый античный географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея «торжищем», где заключались торговые сделки между «варварами» - кочевниками и боспорскими греками. Доставлялась разнообразная кружальная посуда, изготовленная на гончарном круге. Привозились амфоры с вином и оливковым маслом. В III-I вв. до н.э. в город поступала из Греции чернолаковая керамика, чаши с медальонами, росписью растительным и рельефным орнаментами.

Особенно много дорогих привозных изделий встречается в могилах с богатыми захоронениями, обнаруженными вблизи города - на акрополе. Это золотые гривны, медальоны, бляшки, перстни, сережки с головками львов, рысей, фигурками ежей, подвеской в виде богини Ники, разнообразные бусы. Жители Танаиса унаследовали от своих предков- кочевников любовь к украшениям.

В первые века нашей эры из малоазийских центров ввозилась краснолаковая керамика; многие терракотовые статуэтки и светильники были изготовлены в мастерских Боспора. Стеклянный флакон в виде головы Диониса, костяная туалетная коробочка с рельефным изображением мифологической сцены, вероятно, изготовлены в сирийских мастерских.

Из Египта привозились бусы и амулеты в виде скарабеев, сфинксов, лягушек. Завязались торговые связи с италийскими и западно-римскимицентрами, оттуда поступали стеклянные, бронзовые художественные изделия, металлическая посуда, часто украшенная фигурными ручками, светильники, увенчанные головками лошади, пантеры, масками актеров, фибулы - броши в виде ромбов и зайца, орнаментированные цветной эмалью и небольшие статуэтки на подставках, изображающие Апполона с колчаном за спиной, Гермеса и сидящего Сатира. Эти статуэтки представляют прекрасные образцы миниатюрных бронзовых скульптур первых веков нашей эры.

Административное устройство Танаиса первых веков нашей эры, его положение в системе Боспорского государства и общественная жизнь в городе, прослеживается по данным танаисских надписей II-III вв. н.э.

Танаис принадлежал к владениям боспорских царей, которые осуществляли управление городом через своих послов-легатов, носивших титул пресбевта царя. Они назначались и смещались по воле царя и должны были осуществлять общий надзор за жизнью самого отдаленного города во владениях боспорских царей. В функции пресбевта входила забота об обороноспособности Танаиса. На должность царского пресбевта в Танаисе назначались либо представители боспорской знати, уже проявившие себя в административной деятельности в центральных районах Боспора, либо выходцы из местной аристократии, добившиеся доверия царя.

В самом городе существовала обычная для греческих полисов республиканская организация власти. Должности руководителей, обладавших исполнительными функциями, были выборными, выборы проводились ежегодно. Но чаще всего эти должности занимали близкие родственники.

В надписяхII-III вв. н.э. упоминаются архонты танаиты и эллины (эллинархи). Архонты - это выборные лица в магистратуре города, осуществлявшие управление городом и ведающие различными отраслями хозяйства. Во главе городского самоуправления постоянно находились один эллинарх и несколько архонтов танаитов. Эти чиновники были почти равноправны и совместно выполняли общие функции.

В Танаисе широко применялся институт эпимелейи, почетного попечительства о городских делах. Эпимелеты, число которых колебалось от трех до девяти, курировали строительные работы.

В общественной жизни Танаиса заметную роль играли танаисские религиозные союзы - фиасы или синоды. Все свободные взрослые мужчины, жившие в городе, входили в состав религиозных синодов.

В первые века нашей эры население имело смешанный характер. Не было четкого разделения на эллинов и танаитов. В надписях II в. н.э. встречаются греческие имена - Деметрий, сын Апполония, Геоаклид, сын Гераклида; имена местного происхождения - Хофарм, сын Сандархия и др.; имена смешанного типа - Фалдаран, сын Апатония.

В середине III в. Танаис был разрушен племенами готского союза, больше ста лет не восстанавливался и пролежал в развалинах. Нападение, видимо, было внезапным, жители покинули его, не успев унести даже дорогие и ценные вещи.

Только в конце IV в. жизнь в городе возобновилась. Но былого могущества Танаис не достигает и в начале V в. перестает существовать.

Сейчас на месте древнего города археологический музей-заповедник, на его территории сохранились для осмотра жилые кварталы и оборонительные сооружения. В экспозиции представлены многие находки, открытые во время раскопок.